К юбилею памятника Николаю Рубцову работы Александра Шебунина в Вологде

Леонид ВЕРЕСОВ


«Свято место пусто не бывает».
Русская пословица

Какие–то откровения посещают в юбилейный год Н. М. Рубцова, какие–то истины вдруг открываются при изучении материалов о нём. На сей раз хочется поделиться найденными фактами о памятнике поэту в Вологде работы скульптора А. М. Шебунина и о месте, где стоит памятник на Советском проспекте. Тема оказалась актуальной, ибо 26 июня исполнилось 25 лет со дня открытия вологодского памятника поэту. Даже очень интересовало, кто же и когда определил место для будущего памятника, открытого в 1998 году на берегу реки Вологды, рядом с Петровским домиком, двумя последними адресами поэта и воспетым им рестораном «Поплавок» на речном вокзале. Но, как оказалось, что даже не представлялось к каким важным выводам и открытиям, историческим параллелям приведёт это исследование…Также не отпускала мысль о будущем памятнике Николаю Рубцову в селе Никольское, хотя это, конечно, отдельная история.

О храме Фёдора Стратилата на берегу реки Вологды

Как–то всё переплетается в нашей жизни, в истории города, в истории искусства, религии, литературы. Неизменным остаётся, при всех утратах, только какая–то чудесная преемственность светлых, намоленных мест, тяга поколений русских людей творить прекрасное в определённых местах, дорогих памяти и душе. Вот так и появился памятник русскому национальному поэту на месте, где рядом издавна стоял храм, снесённый в эпоху государственного безбожия. И ведь как непредсказуемо распорядилась история. В 1936 году храм Фёдора Стратилата на высоком берегу реки Вологды был снесён, как обветшавший, из–за отсутствия паствы (по официальной версии), но, думается, он просто мешал проезду транспорта по реконструируемой улице. И в том же 1936 году родился Коля Рубцов, незадолго до этого покинувший Вологду во чреве матери и появившийся на свет 3 января в селе Емецк Северного края. Так тогда называлась территориальная единица, включавшая в себя территории Вологодской, Архангельской, Северо–Двинской областей и автономной области Коми.

Только в год начала Великой Отечественной войны семья Рубцовых, после нескольких перемен мест жительства и драм в жизни, приехала снова в Вологду и поселилась сначала в посёлке под стенами древнего Спасо–Прилуцкого монастыря, а чуть позднее в городе по адресу ул. Ворошилова, дом 10, квартира 3 (кстати про номер квартиры стало известно только совсем недавно из следственного дела отца поэта М. А. Рубцова, которое хранится в архиве ФСБ по Архангельской области и с которым удалось поработать). Уже не было ничего на месте древней церкви Святого Великомученика Фёдора Стратилата (Фёдоровской церкви, как её звали в народе…).

Существует легенда о том, что царь Иван Грозный во время одного из своих приездов в город приказал построить храм на правом нагорном берегу р. Вологды, как раз на том месте, где он получил известие о рождении сына Федора. Действительно, в прежние времена радостные события часто знаменовались постройкой храмов, однако историографами в позднейшие времена было установлено, что в год рождения сына (1557 г.) царь Иван IV не мог находится в Вологде. Тем не менее, установлено существование храмозданной грамоты, относящейся ко времени царствования Грозного.

Относительно времени возведения каменной церкви Феодора Стратилата сведения весьма противоречивы. "Вологодский календарь" за 1893 год относит постройку церкви к 1628 году; И.К. Степановский ("Вологодская старина") и Дунаев Б.И. ("Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда.") - ко второй половине XVII века, вологодский историк И.Н. Суворов - к первой половине XIX века. Существование подобных противоречивых данных объясняется тем, что во время частых пожаров в Вологде церковь неоднократно горела и впоследствии перестраивалась. Так, в 1769 году во время сильного пожара церковь полуобгорела, значит, к этому времени она была уже каменной, поскольку, будучи деревянной, не смогла бы уцелеть. Церковь Феодора Стратилата имела высокий подклет, который, по существу, является наиболее характерным признаком вологодского каменного зодчества XVII века. Композиционное построение осложнялось устройством придельной церкви на аналогичном подклете. Над трапезной церкви располагалась невысокая каменная колокольня.

Теплая церковь во имя мученика Иоанна Война менее подвергалась перестройкам и обновлениям. Первоначально храм был приписан к тюремной, а позднее - к Кирилло-Рощенской церкви. Закрыта в 1924 году, снесена в 1936 году. На месте церкви разбит сквер…

В Вологду (вернее в Вологодскую область), уже состоявшимся поэтом, студентом Литературного института, Николай Рубцов окончательно вернулся в 1964 году. Тогда он попытался наладить творческую связь с вологодской писательской организацией и как оказалось вся его дальнейшая жизнь была тесно связана с Советским проспектом, центром Вологды, самой рекой. Это даже можно проследить по его стихам, местам временных ночёвок у друзей, адресам, где поэт был прописан.

Когда в окно осенний ветер свищет
И вносит в жизнь смятенье и тоску, —
Не усидеть мне в собственном жилище,
Где в час такой меня никто не ищет, —
Я уплыву за Вологду-реку!
(«Вечерние стихи»).

А. М. Шебунин, череповецкий скульптор, конечно, учитывал при выборе места для будущего памятника поэту такие неоспоримые достоинства Петровского сквера (так он стал называться из–за близости местной архитектурной жемчужины – домика Петра Первого) как то, что Рубцов жил рядом, часто бывал на речном вокзале, отправляясь в Тотьму или заходя в ресторан «Поплавок», бродил берегами реки Вологды, лежал в больнице с раной руки, заходил в гости к друзьям, в частности в Клавдию Захарову, жившему совсем рядом. А. М. Шебунин рассказывал, что он знал о том, что памятник будет стоять рядом с утраченным храмом. Знал о храме и архитектор памятника Г. И. Виноградов, когда выбиралось место под него, происходила привязка монумента к тому или другому месту Вологды. Тут всё решала городская комиссия, неумолимая логика, счастливый случай, мнения друзей поэта, общая архитектурная застройка города. Собственно вопросов возникает два – знал ли сам Николай Рубцов об этом храме? Видимо, нет, но это не категоричное утверждение. И ещё, а как происходил процесс выбора места под памятник Н. М. Рубцову? Не будем опираться только на воспоминания, проследим как описан выбор в местной прессе и думается, что корреспондентам газет того времени было многое известно и они довольно объективно освещали его. Александр Шебунин очень увлекательно рассказывает о перипетиях с памятником, много материала о том, как народными пожертвованиями добывались средства на него.

Скульптор А. М. Шебунин за работой.

А. М. Шебунин сделал не только три конкурсные работы, когда его утвердили окончательно и официально как скульптора будущего памятника, он вылепил, наверное, несколько десятков реплик памятника. Так вот, одна из них подразумевала как раз Рубцова у храма, который пришёл очиститься, покаяться, держа руку на сердце. Но, документальные свидетельства из газет того времени всё – же трудно чем–то заменить, а они, к сожалению, мало используются.

Из газетной истории создания памятника Н. М. Рубцову в Вологде

Итак, о создании памятника Н. М. Рубцову в Вологде существует довольно большая газетная история, которая перекликается с историей нашей страны в её далеко не лучшее время. Мы проследим её в основном на материалах газеты «Красный Север». Но, начнём с «Литературной газеты», в которой 23 марта 1988 года опубликована заметка «И близких всех душа не позабудет…». В ней авторы А. А. Романов и В. В. Коротаев декларируют саму идею памятника их другу и заявляют, что будет объявлен конкурс на проект памятника». В «Красном Севере» 29 марта 1988 года идею открыть счёт на памятник Николаю Рубцову комментирует ответственный секретарь вологодской писательской организации В. Л. Шириков «…Идея начать сбор средств на памятник Н. М. Рубцову возникла в вологодской писательской организации и в вологодском отделении Советского фонда культуры… Вологжане сделают первый взнос на памятник уже завтра. Часть средств от спектакля вологодского драматического театра по пьесе–сказке В. И. Белова «Бессмертный Кощей» будет перечислена на него. Будет объявлен конкурс на лучший проект на лучший проект памятника и на лучшее место его установки в Вологде… Ориентировочно мы рассчитываем открыть памятник Николаю Рубцову к его 55 летию, то есть к началу 1991 года» [1]. Вот и первая дата возможного и желаемого открытия памятника, но история страны, и её финансовая система внесли свои негативные коррективы и собранные деньги превратились в ничто. А на страницах газет и архивных документов можно было найти много обращений граждан, любителей поэзии с просьбой перевести различные сумму на счёт памятника поэту [2].

Ну, а далее воспоминания главного героя, скульптора Александра Шебунина. Они существуют в различных вариантах, разных лет.

«…Республиканский конкурс на создание памятника Рубцову объявили в 1992-м году. В нем принимали участие художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Горького, Вологды и Череповца. Жюри рассмотрело около 20 проектов. Я сначала участвовать в конкурсе не хотел. Я не знал, как передать тихую задушевную ноту Рубцова, его неброский образ. Как поставить на постамент этого человека, чтобы это было естественно? Ведь на постамент кого ставили? Героя, того, кто уже «маяк». Уговорил меня вологодский художник Валентин Ермолин. Вариантов у меня было почти два десятка – в полный рост, сидящий, стоящий, даже обнаженный (понятно, что это бы сочли кощунством). В содружестве с архитекторами Германом Виноградовым и Юрием Пахомовым я представил три варианта: первый – маленькая статуэтка, второй Рубцов был в полный рост в рубашке, третий – в пальто, но без чемоданчика. Жюри решило первую премию не присуждать, а дать три вторых, и пусть отмеченные авторы соревнуются между собой дальше. Но выяснилось, что все три вторых премии получили мои варианты. И сказали мне: работай дальше. Это был 92-й, а памятник, как вы знаете, мы установили только в 98-м.

Места для установки предлагали разные. Василий Белов, например, рассматривал привокзальную площадь. Для выбора места была создана комиссия, и во время осмотра города писатель Виктор Коротаев, возможно, неожиданно и для самого себя подсказал верный вариант. «Вылетали из Виктора Вениаминовича порой театральные фразы. Когда мы подошли к месту, где сейчас стоит Рубцов, он сказал: «Вот здесь поэт познакомился со своей убийцей!». И чемоданчик в руке поэта появился благодаря именно выбранному месту, что придало, на мой взгляд, его образу некую проникновенную правдивость и возвышенность. Реакция была разная, и слухов было много – чего только не говорили. «Петра Николаем покрыли», – даже так в газетах писали. Не нравилось и то, что скульптор не столичный. В общем, смута пошла. Но это нормально – любой памятник так просто не установишь – не будут все рады, в лучшем случае половина. Я их 20 установил, и поверьте, ни один так просто не обошелся…».

Вот ещё одни воспоминания А. М. Шебунина:

«…Было множество вариантов памятника – около 20, но чемоданчик в руке поэта появился благодаря выбранному месту установки, что придало, на мой взгляд, его образу некую проникновенную правдивость и возвышенность. Работа шла долго и тяжело: как поставить на постамент человека небольшого роста, лысоватого, не блещущего красотой, обыденного, живущего среди нас, современников, встречаемого нами в повседневной жизни? Что же в нем такое, что должно зрителя обязательно привлечь? Задача казалась просто невыполнимой. Но, как мне кажется, по прошествии лет, эту сверхзадачу я все-таки выполнил» [3].

Ну, а мы всё же продолжим документальную канву нашего повествования, и она будет не менее интересной, насыщенной неожиданными фактами, впрочем, все они про памятник Николаю Рубцову в Вологде.

Например, кто сейчас помнит, что место памятника было обозначено гранитным камнем ещё в 1996 году. И, почему забыта заслуга Г. М. Москвиновой в установке мемориальной доски Николаю Рубцову?

«12 января 1996 года на улице Яшина в Вологде состоялось торжественное открытие мемориальной доски на доме, в котором жил и погиб замечательный русский поэт Николай Рубцов. На церемонии открытия присутствовали известные вологодские писатели, любители рубцовской поэзии, а также гости Вологды, приехавшие сюда почтить память выдающегося поэта. Своими воспоминаниями о поэте с присутствующими поделились писатели Станислав Куняев, Александр Грязев, Виктор Коротаев, Василий Белов. В скромной квартире N 66 на пятом этаже этой ничем не выделяющейся среди других «хрущевки» Николай Рубцов прожил последние полтора года своей жизни. В том, что память о поэте жива, на церемонии открытия можно было убедиться воочию: собралось без малого человек двести, так, что голос выступавших в последних рядах почти не был слышен.

«В этом доме жил и погиб выдающийся русский поэт Николай Рубцов (1936 - 1971).» Затем присутствующие отправились в Петровский скверик, где будет сооружен (предположительно – к 850-летию Вологды) памятник Николаю Рубцову. Высота его вместе с постаментом составит около четырех метров. Место установки будущего памятника обозначено гранитным камнем с надписью. «Место для памятника, на мой взгляд, выбрано очень удачно, – сказал поэт Виктор Коротаев. Памятник в глине уже готов: хочется верить, что к юбилею Вологды он украсит собою этот исторический уголок» [4].

Надо отметить, что к этому времени памятник в глине был уже готов, но чемоданчик, появился в руке поэта именно, в связи с этим местом в Петровском сквере. Можно привести несколько фотографий открытия памятника Н. М. Рубцову и множество воспоминаний о событии, но мы ещё не всё выяснили по поводу, появления памятника в Вологде, возможных мест установки памятника поэту. А это отдельные архивно - газетные истории, как и возможные даты открытия памятника. Давайте двигаться в хронологическом порядке и поверьте нас ждёт много неожиданного…

В газете «Русский Север» в апреле 1991 года опубликована интересная заметка от какого–то очень информированного источника (подписано, что фото Леонида Старикова, он и автор заметки?) о том, что летом 1991 года придётся объявлять новый открытый конкурс на памятник поэту. Главный художник Вологды Валентин Ермолин, вернувшись из Москвы привёз весть, что скульптор Вячеслав Клыков (напомним автор памятников Н. М. Рубцову в Тотьме и К. Н. Батюшкову в Вологде) на чьё имя был сделан заказ на памятник Рубцову, подвёл и за полтора года к работе не приступал, хотя от неё и не отказывался. Градостроительный совет Вологды решает, а не взять ли за основу проект скульптора Николая Рогатнёва, который работал над памятником поэту без всякого заказа. Но, решили всё же рассматривать его проект как один из конкурсных работ и данный конкурс объявить для самого широкого круга скульпторов. Даже были определены размеры премий за первые места. С фотографией макета памятника Николаю Рубцову можно ознакомиться в публикуемой далее заметке [5].

Заметка в газете «Русский Север», апрель 1991 года.

Следующим будет материал Натальи Фёдоровой 1992 года с тем же названием «Мне поставят памятник…», по некоторым фактам весьма примечательный. Он посвящён итогам конкурса, которые были подведены жюри из творческих союзов, Русского музея, Эрмитажа и выбор пал на варианты череповецкого скульптора А. М. Шебунина, которому предложено сделать окончательный проект. Рассказывается о конкурсе, выставке проектов памятника, их художественных достоинствах и духовных чертах. Остался открытым вопрос о месте установки памятника. Но более всего поразил абзац о том, что после памятника Рубцову в Тотьме, Вячеслав Клыков работал над памятником поэту для Вологды и его предполагалось установить на Соборной Горке. Далее просто процитирую «Против высказались учёные и искусствоведы во главе с академиком Лихачёвым. Они выразили тревогу за сохранность особого исторического уголка старой Вологды, ценного самого по себе…». Интересно бы посмотреть эскизы памятника Клыкова для Вологды, над которым он мог работать только в 1986 году, ибо на Соборной горке в следующем 1987 году уже открылся его памятник другому гениальному вологодскому поэту К. Н. Батюшкову. Он по праву считается одним из лучших в творческом наследии скульптора, но о нём нужен особый рассказ [6].

Заметка в газете «Красный Север», 18 февраля 1992 года.

Итак, Александр Шебунин выиграл конкурс, показал вологжанам варианты будущего памятника. Архитектор Герман Виноградов и художник Валентин Ермолин начали проектно–изыскательские работы для обустройства памятника. Определилось даже место для установки памятника в скверике между Советским проспектом и улицей Калинина.

Проект установки памятника в сквере между Советским проспектом и улицей Калинина.

Но, осталась, правда, одна загвоздка – финансирование. Вот об этом и идёт речь в заметке «Взойдёт ли звезда над Россией?» в газете «Красный Север» 19 января 1993 года [7].

Заметка в газете «Красный Север», 19 января 1993 года.

В газете «Маяк» Вологодского района 26 января 1993 года напечатано интервью со скульптором Шебуниным и с фотографией его на фоне проекта гипсового памятника. Название опять не блещет оригинальностью «Мне поставят памятник…». Вот некоторые важные его моменты. «Ответственность чувствую. Это ведь Рубцов, его творчество принадлежит всему миру, а бронзовый поэт – это моё творчество, я на вологодской земле живу и всегда буду чувствовать ответственность за него…». А. М. Шебунину и его соавтору архитектору Г. И. Виноградову не понравилось место для установки памятника на пересечении улиц Калинина и Советского проспекта. Они предложили установить памятник в сквере около Дворца культуры железнодорожников. А. А. Романов предложил место около пристани. Писатель В. И. Белов был против варианта Шебунина – Виноградова и как мы позже узнаем, его предложение было – в сквере у железнодорожного вокзала, на месте снесённого памятника В. И. Ленину [8].

Интервью со скульптором Шебуниным в газете «Маяк» Вологодского района 26 января 1993 года.

Небольшое авторское отступление, прежде чем продолжать публиковать и дальше знакомиться с газетными архивами по теме. Наши комментарии предназначены скорее для читателей, которым некогда знакомиться с приведёнными газетными статьями, а в них содержится много ценного для пытливого ума. В основном материалы газет той поры приведены по годам, и просто прочтя их можно представить самую полную картинку происходящих с памятником или вокруг него событий. Обращаем внимание на то, что в полном объёме и систематизировано эти документы эпохи никогда не использовались после первой публикации. В этом ценность работы, когда можно получить полное впечатление как – бы из первых рук. Писали эти материалы люди, заинтересованные в установке памятника, выражая своё мнение. Поэтому, абсолютизировать те или иные слова или, якобы, факт не стоит. Памятник Н. М. Рубцову, работы А. М. Шебунина, несомненно, сейчас одна из достопримечательностей Вологды, но разговоры о нём, разноголосица мнений всё ещё не утихла. Может это и хорошо, творческие споры продлевают жизнь произведения искусства, подогревают интерес к творчеству поэта Николая Рубцова. Даже лаконичная надпись на памятнике «Рубцов» вызывает интерес не знакомых с поэзией туристов. О, видимо это важный человек, раз его знают по фамилии. Как же так, и я должен узнать о нём побольше. Так и приходят люди в поэзию Н. М. Рубцова и становятся её поклонниками. Конечно, это только один из путей, когда вас настиг Рубцов, но очень наглядный и важный…

Ну, а мы продолжим экскурс по страницам газет 1993 года. Шестого февраля «Вологодские новости» публикуют уже очередной материал Т. Петровой «И надо мной бессмертье звёзд Руси…», как конкретно выбирали место для памятника (который ещё не был готов в металле и утверждён) в Вологде. Собралось совещание из представителей администрации города, архитекторов, скульпторов, художников, которое должно было принять окончательное решение о месте, где должен стоять памятник. Вологда – город с богатой историей и им творящим новейшую историю было необычайно важно, где же установить памятник, не погрешив против архитектуры, поэзии, истории города. Это понимали все присутствующие и отвергли все предложенные места (об этом читайте в газетном материале). И тогда участники совещания вышли улицу, чтобы осмотреть все намеченные места и принять окончательное решение. Цитирую: «…Они сошлись на том, что уместнее всего стоять памятнику нашему земляку над речным простором, у пристани, там, где сейчас, весьма неэстетично, ржавеет катер – кафе…» [9]. Видимо, пристань, это ещё не Петровский сквер, но общий разум двигался в нужном направлении.

Материал Т. Петровой, опубликованный в газете
«Вологодские новости» 6 февраля 1993 года.

Необходимо отметить также информацию 1993 года из газеты «Русский север» о том, что скульптор Александр Шебунин получил весьма лестное предложение от Государственного Русского музея о приобретении им одного из скульптурных портретов Николая Рубцова [10]. Надо будет попытать Александра Михайловича, чем же закончилась эта история…

Заметка, опубликованная в газете «Русский Север»
10 апреля 1993 года.

А далее годы работы скульптора над окончательным образом Николая Рубцова в глине, гипсе, бронзе и даже в дереве. Точку в месте установки памятника Рубцову поставил его друг, поэт Виктор Коротаев. Приведём и процитируем его заметку 1995 года из газеты «Красный Север» «Место для памятника Николаю Рубцову». Впервые в ней разговор о Петровском сквере и имени Петра Первого. «…Недавно выбрано место, где будет стоять памятник Николаю Рубцову в Вологде. Место это – в комплексе Петровского домика, в той же ограде, на высоком берегу, рядом с пристанью и с улицей через реку, где когда–то была комнатка поэта. Городские власти сделали великолепный подарок вологжанам, выделив это место под памятник. Раньше нам внушали, что это историческое место, на котором, кроме домика Петра, ничего не должно стоять (Хотелось бы знать, а история с Фёдоровской церковью как–то проговаривалась или учитывалась? - Л.В.). Но Рубцов такая же историческая личность, как и Пётр, а для нас, может быть, ещё и ближе…» [11].

Заметка В. Коротаева, опубликованная в газете «Красный Север» 22 сентября 1995 года.

Должен заметить, что из воспоминаний Александра Шебунина мы узнаём, что именно Виктор Коротаев предложил выбрать это место для памятника и так по-вологодски просто соединил историю Петра и поэзию Рубцова.

Закончить газетную эпопею можно заметкой из «Красного Севера» от 30 июня 1998 года «Мне поставят памятник на селе…». Она о 26 июня 1998 года, когда при большом стечении народа в присутствии дочери поэта Е. Н. Рубцовой и членов её семьи был торжественно открыт памятник русскому национальному поэту Николаю Михайловичу Рубцову. А вечером в областной научной библиотеке состоялся большой литературный вечер и ещё ряд мероприятий в честь поэта России [12].

Заметка, опубликованная в газете «Красный Север» 30 июня 1998 года.


Скульптор А.М. Шебунин на церемонии открытия памятника.


Е.Н. Рубцова с детьми. 26 июня 1998 года.

Об этом завершающем аккорде, рубцовском празднике много писали и вспоминали его участники, были сняты документальные фильмы. Чего нельзя сказать о ранней истории установки памятника Николая Рубцова в Вологде. И уж совсем никто и никогда не писал, и не упоминал о прошлом этого исторического места, где установлен памятник…

Ещё немного об истории проведения Рубцовской осени в Вологде

Почему Петровский сквер и, конкретно, место памятника Николаю Рубцову можно считать неким знаковым местом Вологды, не омрачённым никакими дурными приметами. Почему кажется органичным наличие в нём памятника поэту? Давайте посмотрим ещё раз на дореволюционную фотографию Фёдоровской церкви и всего сквера, включая Петровский домик. Посередине сквера лицом к храму мы можем заметить какой–то бюст или надгробие? Удалось найти увеличенную фотографию - им оказался бюст Петру Великому, который, по некоторым данным, давно уже перенесён в мемориальный домик, и никто из старожилов города не помнит, что он стоял в сквере. Это факт истории ландшафтной архитектуры данного места и только. Но, видимо, просилась на это уже, как оказалось, историческое место скульптура. И вот теперь, на месте бюста Петра (конечно примерном), ставшего историей, встал памятник Николаю Рубцову, который тоже связан с историей этого места и тоже ставший историческим достоянием города. И здесь нет ни противоречия, ни противопоставления, есть только логика времени и сохранённая память о наших достославных предках. Добавим только, что утраченный духовный храм был заменён, если так можно выразиться, памятником – храмом литературным. Ведь для многих людей поэзия Н. М. Рубцова как покаяние, как молитва о России. Её провидческий и исповедальный характер невозможно оспорить.

Вид на церковь Федора Стратилата и Домик Петра. Фото начала XX века.


Бюст Петра Великого, стоявший в сквере...


... и памятник Рубцову, сменивший его.


Сотни людей собирает ежегодно с 1998 года Рубцовская осень – песенно–поэтический фестиваль памяти и поклонения рубцовской музе. Удалось отыскать занятную публикацию 1992 года Натальи Сергеевой и на этот счёт [13].

Заметка, опубликованная в газете «Красный Север» 4 февраля 1992 года.

Как вы уже, надеюсь прочитали, начало фестиваля можно смело отнести к 1992 году. Но, он, к сожалению, не получил развития и продолжения, а был реанимирован или заново придуман в 1998 году уже в новом формате и немаловажную роль, видимо, сыграл и появившийся памятник Николаю Рубцову, когда песенная стихия вырвалась из дворца культуры на улицу, в как – будто для него предназначенное место, где так по – вологодски уютно и твёрдо стоит бронзовый Рубцов. В этом идеальном месте для открытия фестиваля «Рубцовская осень» бывает дорогим гостем А. М. Шебунин, который, кстати, за памятник поэту в 1999 году получил высокое звание Заслуженного художника России и вспоминают уже ушедшего от нас архитектора Г. И. Виноградова.

Напомним, что существует и малоизвестная магнитофонная запись авторского чтения Николаем Рубцовым стихотворения «Вечерние стихи», этим поэт как бы осуществляет полную привязку к месту, где стоит памятник и проходит фестиваль. Жаль, что эти стихи в авторском исполнении никогда не звучали на нём. Изюминкой «Рубцовской осени» 2022 года стало появление на сцене у памятника актёра театра «Русская антреприза» им. А. Миронова Михаила Драгунова в роли Петра Первого, в его историческом костюме и гриме. Его обращение от имени Петра было не случайным в год юбилея первого русского императора, в год 350 летия со дня его рождения. Думается не многие смогли в должной мере оценить приветственную речь от имени Петра Первого обращённую к вологжанам и гостям города. Но, после прочтения данного материала логичность и значение выступления от имени императора будет понятней.

Итак, на святом и историческом месте стоит памятник Н. М. Рубцову. Об этом стоит помнить приходящим к нему, слушающим песни на его стихи во время фестиваля. Об ответственности надо помнить и авторам, читающим посвящения поэту и исполнителям песен на его стихи. Погрешив в чём–то против поэзии Рубцова вы погрешите и против святости этого места Вологды.


  1. А. А. Романов, В. В. Коротаев «И близких всех душа не позабудет…». «Литературная газета» 23 марта 1988 года. «На памятник Николаю Рубцову». «Красный Север» 29 марта 1988 года.
  2. «На памятник Николаю Рубцову». Литературный вечер в центральной библиотеке Великого Устюга. «…В ходе вечера было собрано 240 рублей, которые переданы в фонд строительства памятника Николаю Рубцову в Вологде». Таких заметок в вологодских газетах и в письмах творческих людей в них, с просьбой перечислить гонорар за публикацию на памятник, очень много.
  3. Воспоминания А. М. Шебунина 1. Записанный рассказ в музее – квартире В. И. Белова. Ноябрь 2018 года. 2. С. Арсеньева «Дитя русского севера». «Вологда», 1- 8 августа 2018 года.
  4. А. Тарунин «Память о поэте живёт». «Русский огонёк» 19 – 25 января 1996 года. 2. О. Тобольцев «Поэты и памятники». «Русский Север» 16 января 1996 года. Материал опубликован в спецвыпуске «Звезда полей». На фотографии Николай Рубцов ещё без чемоданчика.
  5. «Мне поставят памятник…». «Русский Север» 16 апреля 1991 года.
  6. Наталья Фёдорова «Мне поставят памятник…». «Красный Север» 18 февраля 1992 года.
  7. «Взойдёт ли звезда над Россией». «Красный Север» 19 января 1993 года.
  8. А. Хаменева «Мне поставят памятник…». «Маяк» 26 января 1993 года.
  9. Т. Петрова «И надо мной бессмертье звёзд Руси…». «Вологодские новости» 6 февраля 1993 года.
  10. Пётр Тобольцев «Николай Рубцов в Русском музее». «Русский Север» 10 апреля 1993 года.
  11. В. В. Коротаев «Место для памятника Н. Рубцову». «Красный Север» 22 сентября 1995 года.
  12. «Мне поставят памятник на селе». «Красный Север» 30 июня 1998 года.
  13. Наталья Сергеева «Рождение традиций». Заметки о первом областном фестивале песен и романсов на стихи Н. Рубцова. «Красный Север» 4 февраля 1992 года.

Материал предоставлен автором