Поэт Марк Соболь о поэте Николае Рубцове в «Литературной газете» 1965 года

Леонид ВЕРЕСОВ

Одни воспоминания, прижизненные газетные публикации о творчестве Н. М. Рубцова очень часто цитируются, необычайно популярны. А вот некоторым не повезло. К таким относится редкое и важное упоминание о начале литературного пути поэта Николая Рубцова поэтом Марком Соболем в 1965 году. Заметим, что Соболь сам поэт и в своём обозрении современной ему поэзии выделяет поэта Рубцова практически по одной из первых его публикаций в толстом московском литературном журнале «Октябрь» №10 за 1965 год. (Отметим, что до этой публикации в Москве подборки стихов поэта Николая Рубцова напечатали в журнале «Юность» № 6 за 1964 год, в журнале «Молодая гвардия «№ 6 за 1964 год и в том же «Октябре» № 8 за 1964 год, а сборник стихов «Лирика» был подписан к печати 08. 09. 1965 года в СЗКИ и если появился в продаже, то точно не успел дойти до Москвы).

Все остальные московские рецензии Рубцова будут потом. А пока в «Литературной газете», которая делала погоду в литературном процессе тех лет, 14 декабря появляется хороший отзыв о поэзии Н. М. Рубцова. И почему - то этот факт остаётся в тени, как, собственно, и имя автора Марка Андреевича Соболя. В подборку стихов Николая Рубцова в журнале «Октябрь», которую отметил Марк Соболь вошли: «Памяти матери», «На вокзале», «Сапоги мои – скрип да скрип…», «Мне лошадь встретилась в кустах», «Добрый Филя», «Утро», «Тихая моя родина», «О чём шумят друзья мои поэты».

Подборка стихов Николая Рубцова в журнале «Октябрь», 1965 г.

Познакомились мы с М. А. Соболем в городе Кировске на днях журнала «Север» в Мурманской области. Точная дата этого литературного события сохранилась на программе - 17 сентября 1987 года. Тогда удалось поговорить и взять несколько автографов у писателей Виктора Тимофеева, Николая Шундика, Владимира Ширикова, Марка Соболя. Всё дело было в наличии книг или проспектов того или иного автора на которых можно было оставить автограф. К сожалению, с книгами тогда было плохо… И всё же некоторые писатели расписались на программках или вот, как Шундик, на роман – газете.

Марк Соболь не был самым популярным среди приехавших гостей, но подкупало, что он был из Москвы, фронтовик, поэт. Тогда и представить не мог, что он будет интересен в качестве одного из первых московских литераторов, заметивших талант Николая Рубцова по журнальной публикации и написавших об этом в своём литературном обозрении.

Марк Соболь

Марк Андреевич Соболь родился 4 января 1918 года в Москве. Сын писателя Андрея Соболя (1887—1926). (В 1922 году Андрей Соболь секретарь Всероссийского союза писателей, его подпись стоит на членском билете Сергея Есенина). В 1933 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа. 14 декабря 1934 года арестован по доносу товарища, осуждён ОСО по статье 58 п. 10 («антисоветская агитация и пропаганда»). По октябрь 1936 года отбывал срок в Темлаге НКВД (Потьма) с последующей высылкой. Работал грузчиком, телефонистом, лесорубом, буфетчиком, разнорабочим, счетоводом, завальщиком на шахте, провинциальным актёром (Великий Устюг, Мариуполь, Самарканд, Кимры). Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 — сапёр и командир отделения в 14-й инженерно-минной (с июля 1943 года — инженерно-сапёрной) бригады. Воевал на Западном, Центральном, 1-м и 2-м Белорусских фронтах. Участвовал в битве за Москву, Курской битве, освобождении Белоруссии и Берлинской операции. В 1942 году был контужен.

Стихи появились во фронтовой печати в 1943 году. Первый сборник поэт выпустил в 1946 году. Широкую известность получили «Песня Бена» («Тяжёлым басом гремит фугас…») из кинофильма «Последний дюйм» и считающаяся еврейской народной песенка «Всё будет хорошо». Член Союза писателей СССР (1947). В 1980-х годах высоко ценился советскими критиками, которые ставили в пример «пулемёты Марка Соболя» поэтам, увлекающимся лирикой. Скончался 28 февраля 1999 года в Москве в возрасте 81 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Итак, в поэтическом обозрении «толстых» литературных журналов, названном автором Марком Соболем «Честь быть человеком» пишется, что «…на движение человеческой души, мне кажется, не менее оперативно (чем очерк Л. В) откликается поэзия… Любопытно на примере нескольких стихотворений, появившихся в 9 – 10 х номерах «толстых» журналов, посмотреть, как это происходит…». Автор рассматривает стихи Кайсына Кулиева, Новеллы Матвеевой, Николая Рубцова, Константина Ваншенкина, Александра Твардовского. Сама по себе неплохая компания, да ещё и в конце обзора Марк Соболь замечает, что «Так по - разному разные поэты - я привожу только полюбившиеся мне стихи – выполняют задачу, возложенную на них обществом и временем…». Как же всё - таки поэт Соболь говорит о поэте Рубцове, ещё не очень известном авторе в конце 1965 года. Приведём несколько строчек и саму публикацию в «Литературной газете» как документ. «…Рядом с именами поэтов, которых я давно знаю и люблю, встало новое для меня имя: Николай Рубцов. Это имя стоит запомнить. В каждом стихотворении, напечатанном в 10 номере «Октября» слышен очень чистый «земной голос» поэта. Его лирический герой неотторжим от родной земли, от друзей, от сограждан, он счастлив «общественный вопрос решить с утра в толпящемся народе». Любовь к Родине не декларирована - она поэтически доказана… Пусть наивно звучит его автохарактеристика: «весёлый и хороший»… Н. Рубцов живёт на обжитой, любимой, доброй земле, с которой высоко взлетают и космические ракеты, и стремительный орёл, и «жаворонок нежный»… Я хочу пожелать поэту счастливого полёта…».

Статья Марка Соболя в «Литературной газете».

Что же, написано с явной симпатией к поэзии Николая Рубцова. Хотелось бы заметить, что у поэта Рубцова в первых московских журнальных публикациях размещены, иногда, первые варианты в последствие доработанных стихотворений. Так случилось и в этой подборке. Так в стихотворении «На вокзале» первоначальный вариант первой строфы.

Закатилось солнце за вагоны,
Задремал померкший эшелон.
И сирени дух одеколонный
В пыльном сквере жалок и смешон

Во всех последующих прижизненных публикациях изменённый на следующий.

Закатилось солнце за вагоны.
Вот еще один безвестный день,
Торопливый, радостный, зеленый,
Отошел в таинственную тень...

Стихотворение «Утро», которое цитирует Марк Соболь напечатано в «Октябре» тоже в своей первоначальной версии. Николай Рубцов в дальнейшем (уже в сборнике «Звезда полей») отказывается от конкретики окончания стихотворения (подчёркнуто) и изменяет строчку во втором четверостишии (подчёркнуто). Это уже узнаваемый стиль поэта, его стремление к гармонии.

УТРО

Когда заря,
Светясь по сосняку,
Горит, горит,
И лес уже не дремлет,
И тени сосен
Падают в реку,
И свет бежит
На улицы деревни,
Когда, смеясь,
На дворике глухом
Встречают солнце
Взрослые и дети, —
Я счастлив.
Счастлив
Выбежать на холм
И все увидеть
В самом лучшем свете!

Деревья, избы,
Лошадь на мосту,
Цветущий луг —
Везде о них тоскую.
И, разлюбив
Вот эту красоту,
Я не создам,
Наверное, другую.
И счастлив я
Общественный вопрос
Решить с утра
В толпящемся народе
И, громыхнув телегой
Через мост,
Умчаться в луг,
Привстав на повороте!
Я славлю жизнь,
Россию
И над ней
Гигантский веер
Солнечных лучей.

Вот классическое рубцовское «Утро», как оно печатается сейчас повсеместно.

УТРО

Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети, -
Воспрянув духом, выбегу на холм
И вce увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг - везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую...

Нюанс заключается в том, что Марк Соболь цитирует именно выбракованные Николаем Рубцовым в дальнейшем строчки: «…он счастлив «общественный вопрос решить с утра в толпящемся народе», и ставит это поэту в заслугу, а Рубцов эту общественную конкретику из лирического стихотворения убирает. Как–то он не счастлив, как оказалось, от факта решать общественные вопросы в обстановке,

«Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни»

Всё это, конечно, по нашему мнению, не умаляет значение одной из первых положительных оценок поэзии Н. М. Рубцова в Москве, в «Литературной газете» которая выходила миллионным тиражом и способствовала продвижению стихов поэта к любителям поэзии, узнаваемости его имени. Да и имя поэта Марка Соболя, как одного из первых профессиональных ценителей стихов Николая Рубцова, тоже стоит запомнить.


Материал предоставлен автором